Последние недели Донецк подвергается особо жестоким артиллерийским обстрелам. ВСУ бьют и по окраинам, и по центру города — в основном из Авдеевки. Бойцы 1-го Армейского корпуса НМ ДНР уже девять месяцев пытаются взломать этот мощный укрепрайон.
Охота на минометчиков
На передовом пункте управления (ППУ) интербригады “Пятнашка” где-то под Ясиноватой кипит боевая работа. Сразу же после приезда журналистов прилетают мины. Вэсэушники ведут огонь из 60-миллиметровых польских минометов. Главная особенность такого оружия — совсем не слышно выстрела.
Офицер, склонившись над поделенной на квадраты картой, передает координаты возможного местонахождения батареи ВСУ расчету автоматического гранатомета. И отдает приказ: «Три выстрела по вешке 17». «Принял», — хрипит в ответ рация.
В серой зоне на Авдеевском направлении
Сразу же неподалеку раздается короткое стаккато АГС-17. «Недолет, подкорректируйте, еще три выстрела». Часть радиообмена на абхазском — родном языке многих военнослужащих бригады. Это сильно запутывает украинскую разведку.
Игра в «кошки-мышки» продолжается еще минут тридцать. Наконец по рации передают: цель поражена. Офицер благодарит бойцов за точную стрельбу, откидывается на стуле и устало потирает глаза.
“Нормально мы их взбодрили, теперь стрелять не будут до вечера. Но все равно будьте начеку, — напутствует на прощание. — Идите в середине строя, бойцы бегут — бегите за ними. Падают — тоже падаете. Опоры ЛЭП, отдельно стоящие деревья — не снимать. Это приметные объекты на местности. И следите, чтобы ППУ в кадр не попал. А-то вы опубликуете, и нам прилетит. Уже бывало такое».
На Авдеевском направлении
Окопный кофе
Направляемся на позиции через лесопосадку. Листва опала, «зеленка» больше не укрывает от беспилотников. Солдаты начеку, постоянно поглядывают наверх и переговариваются вполголоса, чтобы вовремя услышать характерное жужжание.
Землю уже успело порядком подморозить, идти легко. Впрочем, есть и обратная сторона медали. Снаряд, попавший в глубокую грязь, при взрыве дает гораздо меньше осколков, чем рванувший на мерзлом грунте.
Укрепления НМ ДНР на Авдеевском направлении
«Подобные нюансы нам никто не объяснял, это узнаешь только на личном опыте, — поясняет 26-летний доброволец с Дальнего Востока с позывным Камчатка. — На фронте с июля, успел освоить, наверное, все виды стрелкового оружия, которые тут есть. Я и автоматчик, и пулеметчик, и оператор БПЛА. Могу и с РПГ. Осенью был в отпуске, летал домой. Приехал грязный, осунувшийся, заросший. Трехлетняя дочка меня даже не узнала. Отоспался, отдохнул и обратно. Родня, конечно, против, но я настоял на своем. Не хочу пацанов бросать. Пойдем к ним на огонек заглянем».
Пробираемся через развалины частного сектора, тщательно глядя под ноги. Тут могут быть противопехотные мины ПФМ-1 «Лепесток». Очень коварные. Не убивают, но гарантированно отрывают ногу «по ботинок». На таких «сюрпризах» подорвались десятки человек.
Сворачиваем к едва заметной двери в подвальное помещение. Внутри тепло, в печке-буржуйке алеют угли. Под низким потолком — несколько двухъярусных кроватей. Там отдыхают бойцы после ночного дежурства. На громыхающие снаружи взрывы внимания не обращают. К постоянной канонаде на фронте привыкаешь очень быстро.
Боец с позывным Казань пьет кофе перед выходом на позиции
Боец с позывным Казань снимает с газовой горелки чайник и заваривает гостям ядреный кофе. “Всегда пью перед выходом, — говорит он. — Это уже своего рода традиция. Военные — вообще народ суеверный. Никогда не чистим оружие на позициях, перед ротацией не бреемся и не стрижемся. Я уже семь месяцев в “Пятнашке”. Шел добровольцем именно сюда. Тут очень толковые командиры — заботятся о бойцах, зря под пули и обстрелы не подставляют».
Самое яркое впечатление за время службы — первый бой. Били из артиллерии, вступали в перестрелки. Признается, что было страшно, «но потом улыбка полдня с лица не сходила».
Боевое братство
Камчатке что-то передают по рации. Он сосредоточенно слушает, кивает и поворачивается к журналистам: “Дальше идти уже опасно, работают диверсионно-разведывательные группы. Сверху на них посмотрим”.
Боец раскладывает на небольшом пятачке квадрокоптер и укрывается вместе со всеми под навесом в 50 метрах. «Птичка» поднимается в воздух.
Боец с позывным Камчатка готовит ко взлету дрон
На пульте оператора украинские позиции как на ладони. По сути, Авдеевка — сплошные руины и развалины, ставшие укрепленным бастионом. Разветвленная сеть траншей, железобетонные доты, блиндажи, капониры для боевой техники, минометные ямы. На крышах уцелевших зданий сидят наблюдатели и корректируют огонь артиллерии. Все простреливается снайперами. Биться лбом об укреп можно до бесконечности. Поэтому донецкие военные пытаются окружить засевшую здесь группировку и отрезать от снабжения.
“Там мотивированные засели, — уточняет Камчатка. — Помимо прочих — «правосеки» (члены «Правого сектора»*. — Прим. ред.). Драться умеют и любят. Ну, тем интереснее с ними воевать. Поголовно вооружены западной «стрелковкой». Звучит совсем не так, как наши калибры 7,62 и 5,45 миллиметра. Наслушались за эти месяцы. В ближний огневой контакт приходится вступать регулярно».
Камчатка замолкает: дрон поймали средствами радиоэлектронной борьбы и пытаются угнать. Боец лихорадочно жмет на кнопки и джойстики. «Все, убежал», — выдыхает он и уходит встречать возвращающийся коптер.
“Их РЭБовцы заметно обозлились, — комментирует сцену боец с позывным Ямал. — Мы уже потеряли так не один дрон. Давят помехами и уводят к себе. Но и наши специалисты без дела не сидят».
Вообще здесь, говорит он, полная взаимозаменяемость: «все — универсальные солдаты». У бригады даже свои полигоны, где тренируют солдат.
Бойцы очень сплоченные. Камчатка, Казань, Ямал… В добровольческой интербригаде воюют парни со всех уголков России. Большинство первый боевой опыт получили именно тут.
«Пятнашка» для них не просто воинское подразделение, а самая настоящая семья. Ради которой они каждый день рискуют жизнью, пока дома их ждут жены, дети, матери. Источник
Внимание!Администрация сайта объявляет сбор средств на помощь нашим Защитникам в зону СВО на Украине.Сейчас наша цель насобирать на Квадрокоптер DJI Mavic 3, средняя цена 200000р за штуку. Нужно хотя бы 5 штук и комплектующие к ним это аккумуляторы, зарядные устройства, шнуры и удлинители. Помогайте.На оставшиеся деньги (если соберем больше, пока не собрали не на один Квадрокоптер, но приближаемся.) будут закуплены шлемы и медицина (жгуты, бандажи, гемостатики, противоожоговые, теплые вещи и т.д).Даже 10-20 рублей помогут.Карта Сбербанк: 2202 2061 4290 0625
Карта Тинькофф: 4377 7237 7265 8716
Александр
Помощь добровольная. Каждый Ваш вклад помогает нам победить фашизм. Победа будет за нами, Россия в перед. С нами бог.